История четвертая, рыдательная. Черногория

5.0/5 оценка (1 голосов)

montenegro

Почему же рыдательная ? , спросит изумленный турист, уже посетивший сию прекрасную страну. -» Очень даже радостная и веселая» Абсолютно с вами согласна, господа – радостная, веселая, но…рыдательная. По крайней мере для меня.

Впервые я имела счастье побывать там в 2004 году, когда еще береговая линия была естественной и не была загромождена таким безмерным количеством огромных громоздких отелей, домов и апартаментов. Но вот приехали «умные» люди и все построили. И что? Если раньше заплываешь подальше в море и оборачиваешься лицом к берегу и видишь потрясающую картину высоченных гор, то сейчас видишь огромное количество строек

А ведь раньше там была прекрасная гора. Ну конечно, конечно же хочется рыдать….а вы говорите…

Но тем не менее даже в таких условиях в Черногории есть чем себя порадовать.

Приехала я поздно вечером, около 19.00 к знаменитому отелю «Славянский пляж» Я всегда старалась не селить своих туристов в этот отель, но… для не зацикленных на томном отдыхе – пожалуй это самый удобный отель. Почти все экскурсии начинаются именно от него, демократичный, с огромной территорией – ну просто город в городе. Но я к сожалению в этот раз поселилась у подруги. Она живет в Будве совсем рядышком с этим отелем. Ну, и первое что мы сделали – отправились ужинать. Решили реализовать мои ностальгические мечты и поехали в Рафаиловичи в ресторан «Три рыбаря» наш прекрасный ужин состоял из черного ризотто с морепродуктами и кальмаров на гриле. Ну и разумеется – белое вино и полагающееся оливковое масло с чесноком и травами….ой, не могу даже описывать эту красоту – усиливается слюноотделение…

Я вдыхала теплый и очень вкусный воздух Адриатики, я пила холодный «Крстач» и хотелось плакать от счастья – я живу! Вот такой должна быть жизнь – неспешной, размеренной, с получением максимального удовольствия от каждого действа – будь то работа, еда, путешествия. В Будву мы возвращались по набережной пешком (надо было выгулять ужин).

И этот день был бесконечен, потому что еще утром я была на работе в Питере…Поэтому, когда люди уныло жалуются, что поздний вылет ворует у нас день – нет, нет и нет. Всегда мы можем найти возможность и доставить себе радость. Следующий день мы посвятили пляжу и прогулке по старой Будве.

Это отдельная история. Это история для тех, кто хочет в Италию, а приехал в Черногорию…ну так получилось…В таком случае вы идете в старый город и ходите там по узеньким улочкам, пока не надоест. И сразу после этого садитесь за столик в ресторане «Мона Лиза» где заказываете итальянскую еду. И вот вы практически в Италии.

На следующий день я злостно нарушила все правила официального туризма и купила себе экскурсию в Дубровник и круиз в Боко-Которскую бухту на улице у так называемых «левых» экскурсионных фирм. Видите ли – времени у меня мало, посмотреть хочется все и именно тогда, когда нужно, а не тогда, когда все будет по расписанию оператора. Так что я познала и эту сторону жизни туристов на отдыхе. И знаете – ничего страшного, кроме качества транспорта и полученной информации. А так как я уже везде была – мне было безразлично. Но если бы я ехала в первый раз – мне бы чего-то не хватало.

В Дубровник людей набралось много, поэтому гид был русскоговорящий. Давал минимальную информацию (знаю, потому что раньше ездила с лицензированным гидом) но в самом Дубровнике был прекрасный, знающий гид. А я с ними уже не пошла – я просто хотела погулять по городу, потому что люблю я это дело – самостоятельные прогулки по закоулкам:))))

Посмотрите на эту красоту – не зря Дубровник называют жемчужиной Адриатики – отполированные миллионами ног за его многовековую историю улицы – они дышат историей, каждый дом рассказывает сам о себе, каждая улочка полна тайн, и ….

о боже!!! я забыла фотоаппарат!

Можете представить такое разгильдяйство?!! Спасибо создателям телефонов – я не осталась без фото

Группа отправилась на катер и уехала на остров – позагорать и посмотреть ботанический сад. А я наконец осталась в Дубровнике на огромное количество времени – почти 5 часов. И пошла оглядывать улочку за улочкой…что я могу сказать? конечно – красиво, конечно – удивительно, конечно – интригующе….конфетно-пряничная картинка, особенно когда зажгли фонарики,но…. там до сих пор живут люди!…мне, честно говоря – было бы тесновато…хочется простора.

Все первые этажи – сувенирные лавки, или различные магазины – арт галереи сменяются ювелирками, а те в свою очередь плавно переходят в бижу…и рестораны…сотни, и если у вас нет времени 9 а его никогда нет) сидеть в ресторане, вы можете на бегу купить кусочек горячей пиццы и это вполне приемлемо. У меня же бы ло время и я решила заказать ризотто и рыбу. Это был неправильный ризотто, что испортило мой аппетит и в результате даже весьма прилично приготовленная рыба не смогла меня утешить. Отдав 30 евро я с грустью признала, что все же тяжко быть туристом и не знать, где можно достойно поесть правильной еды. Но я могу вам подсказать – надо подняться по ступенечкам вверх и там более демократичные но не менее качественные ресторанчики. Я сполна насладилась Дубровником и думаю, что в следующую поездку могу смело пропустить эту экскурсию.

Для тех, кто не в курсе – Дубровник – это уже Хорватия, ближайшая страна к Черногории.И если вы соберетесь ехать туда на отдых – пожалуйста – не пытайтесь попасть в сам Дубровник – делать там нечего. езжайте в прекрасный городок Цавтат – это недавлеко от Дубровника, но гораздо приятнее для отдыха -очень красивый уголок Хорватии.

Вернулись мы домой поздно – около 23.00 и я уже не успела погулять по вечерней Будве, так как на следующий день у меня была экскурсия по Боко-Которской бухте.

Кто видел это замечательное место, тот поймет мое желание отпраздновать священный для меня Международный День Туризма. Это красивейшее место из когда-либо увиденных мной в мире. Самая первая картинка- это как раз два островка-символа этого уникального фьорда.

Данная экскурсия также была куплена прямо на улице и в результате я с удивлением обнаружила , что еду в очень старом автобусе с заново вставленными окнами и подшитыми деревяшками. Но это не страшно, мы доехали кое-как до Тивата, а там пересели на маленький теплоходик и повезли накатать по заливу. Да, и продавец экскурсий забыл мне сообщить, что там будет остановка на пляже и нужно брать купальник. Поэтому я единственная была без купальника, что придало моей поездке дополнительный эротический шарм.

На теплоходике слились воедино французы, поляки, русские, немцы, англичане и другие – просто вавилонское смешение народов.

Вообще, делая данное фото, я охотилась за семьей, стоящей по центру (мужчина с внушительным животиком) – очень милые и забавные,они выкрикивали свою дочь Алесю с теплохода. Я с любопытством ждала ее появления. И вы можете себе представить, что Алеся оказалась пухлым существом в дурацкой шляпе и в штанах в клеточку…прекрасная семья…жаль, что людей к тому моменту стало гораздо больше и я потеряла их из виду.

Первый город, в котором нас высадили – Герцег Нови. Он конечно прекрасен и там есть где погулять и что посмотреть и замечательные виды, но…уж больно много ступенек, город расположен на горе. Так что – кто хочет сохранить форму – вперед и с песней.

. Он замечательный, очень интересен для тех, кто любит активный отдых и ступеньки.. и в старую часть города добраться можно, пройдя огромное количество ступенек…или на такси.

А вот следующая наша остановка была как раз-таки на пляже, где в течение 2-х часов я пыталась делать вид, что на мне такой вот странный купальник, состоящий в из моего летнего бирюзового платка, повязанного поверх нижнего белья.

Я постаралась уйти в самый дальний край пляжа, хотя – все это комплексы, господа, сплошные комплексы…сколько раз мы видели совершенно раздетые тела на пляжах – стройные и не очень, молодые и уже в годах – этим уже никого не удивишь. Но мне приятно было думать, что это очень большая проблема и я ее с трудом решила…

Следующий городок -это особенный город Это мой любимец – Котор. Милый, очаровательный, уютный, теплый…я готова наградить его всеми словами восхитительной степени, которые только знаю.

Город встретил нас невозмутимо, но как всегда – очень гостеприимно. Разумеется – я убежала от группы и пошла бродить по любимым улочкам. Улочка привела меня к старинному храму (кстати – городу около 2 000 лет)

Я вошла в храм – там пока никого не было и звучала тихо далекая песня-молитва. Чистый женский голос был так наполнен болью и страданиями, что я мгновенно перенеслась мысленно на многие столетия назад, когда страну донимали турецкие орды и представила, сколько женщин молили в этом храме о спасении своих детей, своих близких.

Все это было в песне и все это осталось в стенах старого храма и вот тут я и зарыдала. Слезы сначала просто текли по щеками, а потом захотелось поплакать в голос… Пришлось срочно убегать из храма – поплакать мне все равно не дали бы – в храм ломилась толпа туристов с нашего кораблика.

Далеко я не убежала, а сразу же вошла в соседний совсем малюсенький храм 14 века. Батюшка с изумительными глазамп показывал нашему парню браслет – оберег. Мне тоже очень захотелось что-нибудь купить и оберечься…и я выбрала скромный золотой крестик. После чего рыдания отпустили меня и я смогла продолжить свою прогулку.

Я помню, что когда я впервые приехала в Черногорию – мне хотелось рыдать, когда я видела эту красоту, мне не хватало слов, чтобы передать свои чувства и я подумала – вот, вот как появились на земле художники, поэты, композиторы, танцоры – обычные слова не могут передать все краски наших чувств..

Если оставить лирику в стороне (увы, я так люблю лирические отступления), то через час мой фотоаппарат окончательно разрядился и фотографии стали получаться несколько абстрактными и удивительно напоминали работы импрессионистов…вот одна из фоток

Мне так понравился результат и я так увлеклась процессом фотографирования в новом качестве, что чуть не опоздала на обратный автобус. Вот в этом опасность таких диких туров – никто и ничего о тебе не знает и если ты не подсуетился и не пришел вовремя – то автобусы уедут, так и не узнав, что забыли вас в чужом городе.

Обратно нас привезли на автобусе. Было уже поздно и темно и я ехала с чувством исполненного долга. Кстати – в этот день весь мир праздновал День Туризма. А это – я думаю – всенародный праздник, так как каждый человек хотя бы 1 раз в жизни, но был туристом. В общем – мы отметили его достойно

А завтра…. о да!!! завтра – полнейший адреналин!!

Рафтинг!!! Я вам скажу – если вы были в Черногории и не были на рафтинге вы не были в Черногории!!! Срочно вернитесь и езжайте на рафтинг. И вот тогда я с уважением выслушаю ваш рассказ о вашей поездке в эту прекрасную страну.

На рафтинг вывозят в 6 утра, так как дорога не близкая. Соответственно отнесясь к данной поездке мы проснулись пораньше, одели спортивные костюмы, взяли в запас носки и кроссовки, В 6 утра мы уже были на месте встречи. Кроме нас – никого…Через 15 минут, когда мы стали уже волноваться, прибыл микроавтобус и там уже сидела молодая пара. Стояли мы еще минут 40 и только после этого поехали. Всего в автобусе собралось 10 человек – 3 пары, мы с Татьяной, немец, словенец. Словенец тут же перекочевал на переднее сидение и они с водителем проболтали, не замолкая, всю дорогу. Я думала, что со мной случится удар – вы можете представить дороги Черногории по пути на рафтинг?!!! Это очень высоко в горы и почти все время - над пропастью.

И даже открывшиеся потрясающие картины не могли отвлечь меня от мысли, что мужчины все же гораздо болтливее женщин – мы с Татьяной сидели на разных сиденьях и почти не разговаривали – любовались окрестностями, только иногда вскрикивая – ой, смотри – овечки, ой, смотри – коровки…

Мы умницы и взяли с собой массу запасной одежды на случай, если замерзнем. Но забыли взять еду. А через 2 часа ой как захотелось есть!!! Прямо ужас-ужас как захотелось. И не только нам с Татьяной, к счастью – нам разрешили потусить на заправке и мы купили печенья…2 пачки разного вкусного…мы конечно хотели взять больше, но не стали…мы ведь на диете ))

На самом деле – вся прелесть рафтинга -это именно часть до… ожидание….трепет …ощущение приближающегося события, подготовка….И по этой причине – самая счастливая часть – это путь туда, разговор об ЭТОМ.

Мы пили капучино , грызли печенье, вдыхали свежайший горный воздух, мы наслаждались жизнью. И я простила смешному болтливому водителю, что он сидя за рулем совсем не смотрел на дорогу.

Потому что потом было еще хуже:))) мы взяли на борт еще троих – девушку-повариху, инструктора и его помощника. И вот эти все люди вместе с словенцем стали очень громко общаться и жестикулировать (в том числе и водитель) Они жили своей жизнью – мы для них были всего лишь работой, немного надоевшей за сезон, но все же….И они нас терпели….

Накормили завтраком, напоили вином. По глупости никто не пошел пить сливовицу. Потом все сильно пожалели.

Строгий инструктор явно ненавидел туристов-он внимательно всех оглядел и стал выдавать гидрокостюмы. Все стали одеваться, менять размеры, просить застегнуть…только я пыталась втиснуться в ботинки без носков, но у меня не получилось и побежала доставать носки.

Когда он увидел меня в купальнике и ботинках – он закричал страшным голосом

- Я давал тебе костюм?

- Спасибо, давали. Но я не могу его одеть – он мне по цвету не подходит

Пару раз он пытался меня убить взглядом, но я ловко уворачивалась. Дело в том, что гидрокостюм -это прекрасно. Но если он промок, то ты никогда не высохнешь. А я этого не люблю. И кроме того – холодная горная речка для меня дар небесный и я собиралась поплавать в ней на стоянке. Поэтому я единственная оказалась без костюма.

Уже через несколько  минут мы отправились в путь. Инструктор рассадил на в лодке очень удачно – крупных мужчин впереди, а женщины сразу за ними. А он был рулевой.

Я сидела справа от него, а немец слева.. К сожалению – фотоаппараты он у нас отнял и положил в специальный водонепроницаемый мешочек. Поэтому путевых фотографий предоставить не могу. Да и не смогут никакие фотографии передать атмосферу красоты и покоя, которую излучала природа.

Это река Тара – слева Черногория, справа Босния и мы – на своей маленькой лодочке…слушаем тишину. Разумеется – не всегда река несла нас тихо и умиротворенно – нас еще покидало на порогах, покружило в водоворотах и я визжала «Мама» и падала на дно лодки, потому что впереди сидящий мужчина почему-то не хотел сидеть правильно и нас понесло прямо на огромный камень. Я была без каски и до сих пор помню тот огромный шершавый камень, надвигающийся на меня как неизбежность.

Инструктор орал «гребите» я взвизгнула, а этот…извините…….с веслом…. выставил локоть…и разодрал его до крови об тот самый камень. Потом я успокаивала Данилу (так звали инструктора) и уберегла его от рукоприкладства. Очень уж он хотел врезать веслом «умникам», не выполнявшим его инструкций. Его понять можно – он отвечал за наши жизни и здоровье

Поэтому – совет – всегда четко выполняйте все указания инструктора и тогда с вами ничего не случится.

Правда, он не говорил, что при опасности надо с визгом кидаться на дно лодки:))) но об этом я сама догадалась.

Думаю, что своим позитивным влиянием – я спасла жизни как минимум двум из участников рафтинга ))

Потом, уже в Будве, экскурсоводы, продавшие мне тур, очень удивились фотографиям, где Данила улыбается. Они рассказали страшную историю о том, как он ударил веслом по голове англичанина, который не выполнял инструкции и всячески мешал ему во время рафтинга. А когда жена англичанина стала возмущаться – он стукнул по голове и ее )) Не знаю – правда это или байки местные, но наша группа его побаивалась. (разумеется – кроме меня)

Кстати – я обещала вам, что обязательно купаюсь в горной реке с живой водой. Несмотря на то, что конец сентября и вода всего 12 градусов.

Я сделала это еще раз и еще… и многие захотели повторить, но…гидрокостюмы не дают тех ощущений, которые чувствуешь своей кожей. Вот тут все и поняли, почему я так поступила…

Но друзья – я вам не рекомендую повторять, если вы предпочитает температуру воды не менее 25 градусов – это не для вас. Обжигающе холодная вода Тары просто зарядила нас своей энергие и мы быстро достигли финиша нашей поездки. Очень жаль, но все когда-нибудь кончается.

Мы возвращались на базу…Суровый Данила отправил нас туда пешком…в гору…далеко…сначала я думала что он шутит, когда он показал мне на тропинку через заросли. Ан нет! Пришлось ползти…многих мы потеряли на пути к вершине…потому что это было очень тяжело.

В связи с чем я решила, что обед мы все же заслужили честно. И никакая совесть не проснулась в процессе поедания вкусного барашка.

Ах, как прекрасна жизнь, как приятно просто, никуда не спеша. посидеть, поболтать, выпить уж наконец сливовицу…и что там еще?…чего там только не было…Все наконец обнаружили барчик и оторвались…

Потом была дорога назад…это тоже было красиво…но уже печально от того, что все закончилось и что теперь это стало прошлым и надо придумывать себе новое будущее, чтобы оно было таким же незабываемым, как этот замечательный день.

На следующий день мы устроили себе релакс-день…не подумайте плохо – на пляже я лежать не умею. Пляжу мы посвящали время исключительно с 7 до 10 утра.

И это было самое любимое время – когда пустынный пляж томится в ожидании восхода солнца.

И ты томишься вместе с ним, а сердце ликует в предвкушении этого таинства – Солнце!!! это самое прекрасное и малодоступное событие для городского, особенно питерского жителя… и поэтому, бывая на юге, я всякий раз - пользуясь случаем – говорю с ним, благодарю его за то, что оно есть, что оно светит и греет и что вот – я могу себе позволить наслаждаться лучами его света.

Язычница! скажете вы…и будете правы – )) с детства у меня привычка общаться с силами природы.

Я уже не говорю о том, какие любовные истории у меня с морем )) как я целую его волны и как оно ворчливо пошлепывает меня после долгого отсутствия….и как я рассказываю ему, что скучала, что люблю безмерно, что готова провести сними рядом всю свою жизнь… и тогда оно успокаивается и ласкает меня своими теплыми волнами, забирая в неизведанные глубины все заботы , проблемы, тревоги…

И только после этих обязательных процедур начинается торжественная и не менее любимая часть ОТДЫХА – завтрак, господа!

О да! любите ли вы завтрак на море? любите ли вы завтрак так, как я? Это самое сказочное блаженство для меня. я могу обойтись без обеда, ужина, десерта! Но завтрак – это святое!!!

А завтрак на берегу – вдвойне. Рекомендую – волшебная палачинка!

Рассказываю – это блин. в который завернуты вкуснейший нежнейший сыр и ветчина, в панировке и запеченный. Вкус – изумительнейший.

После такого завтрака хочется жить, творить, дерзать!!!

И мы в связи с этим на следующий же день поехали в Цетинье. А просто пошли на автовокзал, купили билет в кассе – и поехали. Маленький уютный городок, которому тоже достаточно много веков, но уже совсем не похожий на Италию…сюда итальянцы видимо не добрались. Но очень уютный.

Цетинье хорошо известен паломникам – в одном из храмов хранятся мощи Иоанна Крестителя. Мы посетили храм, прогулялись по городу, где никто никуда не спешил, много ресторанчиков и кафе, смешные магазины, напомнившие советские времена. Вернулись мы уже на такси – так как разница между ценой билета и такси была всего 10 евро..

Вот так полноценно , с пользой для тела, головы и сердца я провела эти 7 дней. А ощущение было такое, будто все 20 дней.

И если кто-то после всех удовольствий, которые я лично пережила в Черногории скажет мне, что там было плохо – я ничего им не отвечу. Потому что мне будет жалко этих людей - им тоскливо, одиноко и неинтересно жить.

Вечером я устроила торжественное расставание с тапочками, в которых я так прекрасно гуляла по Черногории и которые служили мне верой и правдой. Но они устали, их срок вышел – о чем рассказала мне трещина на перемычке у пальца и я решила, что они заслуживают торжественной и достойной разлуки, а не помойной корзины.

Я выбрала самое красивое место на пляже, подошла к самой кромке воды и разулась. Оставила тапочки, поблагодарила их и босиком вернулась на набережную. Только там я одела новые, заранее подготовленные тапочки. Кто много путешествует, тот поймет, почему я уделила этому казалось бы рядовому событию столько времени – для туриста обувь – 50, а то и 70 % успешной поездки, если ногам не комфортно, то все кажется ужасным и отвратительным, даже – о ужас!! – завтраки.

Утром следующего (последнего перед вылетом) дня мы так же встречали восход, и так же красиво завтракали, но уже ощущение, что самолет стоит где-то там и ждет нас не отпускало. Хочу сказать, что такая теплая погода в конце сентябра не характерна для адриатического побережья, но все меняется и кто знает – что будет в следующем году.

И вот прощальное фото прекрасной Черногории.

На этой грустно-позитивной ноте разрешите откланяться с надеждой на новые реальные и виртуальные встречи с моими дорогими и любимыми туристами. Наше кредо – всегда! ))

И напоследок, не могу устоять – вечерний пляж старой Будвы

ЛЮБИТЕ СЕБЯ – ОТДЫХАЙТЕ КРАСИВО!!!

Идет загрузка модуля поиска туров